"Значительная часть грузинских войск к весне 1992 года покинула Мингрелию, и в мингрельских городах распоряжения наместников Временного правительства саботировались: кое-где было отключено тбилисское телевидение, не завозились «хунтистские» газеты и т.д. Подчинившийся новым грузинским властям парламент Абхазии контролировал ситуацию на большей части территории республики, но в мингрельском Гальском районе звиадистские группировки действовали беспрепятственно. Впрочем, за исключением взрывов в конце февраля на железной дороге, и без того парализованной политической забастовкой железнодорожников, звиадисты не предпринимали никаких актов насилия, не грабили, не препятствовали нормальной жизни в Гали и городах Мингрелии.
9 марта звиадисты установили контроль над городком Цаленджиха в Северной Мингрелии, где их влияние было очень сильным. На другой день после образования Госсовета они захватили под Зугдиди в заложники 17 бойцов правительственной армии. Наконец, вечером 12 марта мингрелы взяли в плен командующего Национальной гвардией Георгия Каркарашвили и бывшего заместителя министра обороны Бесика Кутателадзе, перешедшего на сторону оппозиции в дни штурма бункера. В тот же день звиадисты полностью овладели Зугдиди; дороги в Абхазию оказались перекрытыми, на подступах к Зугдиди встало полуторатысячное мингрельское ополчение, которым командовали глава Комитета гражданского неповиновения в Зугдиди Вальтер Шургая и по-прежнему называвший себя главнокомандующим Вахтанг (Лоти) Кобалия. 12-го же марта в Грозном, куда собрались верные Гамсахурдия парламентарии, открылась сессия Верховного Совета Грузии. На ней присутствовал Джохар Дудаев (это был день принятия конституции независимой Чеченской Республики). Звиад Гамсахурдия сделал ряд заявлений на тему: «Необходимо прозреть Западу, ослепленному Шеварднадзе», выразил надежду на восстановление в Грузии законной власти; Дудаев обещал свою поддержку.
На следующий день Госсовет Грузии, в свою очередь, собрался на сессию и принял решение направить в Мингрелию военные отряды для широкомасштабной операции против звиадистов. Китовани предъявил повстанцам ультиматум: в два дня освободить заложников и прекратить военные действия."
Спартак Жидков "Бросок малой империи"