10 февраля 2007 года Владимир Путин выступил с речью на 43-й Мюнхенской конференции по безопасности, вызвавшей раскол между Вашингтоном и Москвой, который со временем только углубился. Длившееся час гневное выступление российского президента с критикой внешней политики США стало рациональным, изложенным по пунктам обвинительным заключением американской интервенции за рубежом, в котором было показано ее разрушительное воздействие на международную безопасность.
Видимо, Путин не понял того воздействия, которое его откровенные наблюдения окажут на мюнхенское собрание, как не понял он и реакцию теневых политических воротил в США, которые увидели в его речи поворотный момент в российско-американских отношениях. Но факт остается фактом: враждебность Вашингтона в отношении России началась именно с этого конкретного случая, с речи, в которой Путин публично выступил за многополярную мировую систему, и таким образом отверг притязания американской элиты на создание нового мирового порядка. Вот что он сказал:
«Убежден: мы подошли к тому рубежному моменту, когда должны серьезно задуматься над всей архитектурой глобальной безопасности. И здесь надо отталкиваться от поиска разумного баланса между интересами всех субъектов международного общения».
Этой формулировкой Путин отверг предполагаемую роль США как единственной в мире сверхдержавы и гаранта глобальной безопасности, отверг привилегированное положение, которое, как казалось Вашингтону, он заслужил, победив в холодной войне и получив право на одностороннее вмешательство США, когда им этого захочется. Путин своим заявлениям положил конец многолетним спорам и рассуждениям аналитиков из мозговых трестов, думавших о том, можно или нет интегрировать Россию в систему, где главенствуют США. Теперь они поняли, что Путин никогда не будет плясать под американскую дудку.