Март 1992

Ультиматум

30.03.1992

"Весь март 1992 года звиадисты контролировали столицу Мингрелии Зугдиди и прилегающий район; они придерживались оборонительной тактики. Повстанцы были намного слабее армии Госсовета, но опирались на поддержку населения; госсоветовцы, в свою очередь, не решались штурмовать Зугдиди, опасаясь вспышки национального – как в Южной Осетии – восстания. Наличие высокопоставленных заложников позволило Комитету национального неповиновения добиться 18 марта соглашения о признании (разумеется, чисто условном) формирований звиадистов в Мингрелии частями Национальной гвардии Грузии, а гвардейцы и «мхедрионцы» должны были покинуть территорию Мингрелии. Подлинного примирения, конечно, не ожидал никто; существование вооруженных отрядов звиадистов было несовместимо с режимом Госсовета. Вскоре генеральный прокурор Грузии Размадзе потребовал от правительства Чечни выдать Гамсахурдия в связи с заведенным против него делом (но меньше, чем от кого-либо, Грузия могла ожидать этого от Джохара Дудаева). 25 марта в Тбилиси был расстрелян еще один митинг звиадистов; тогда же сторонниками Госсовета был сожжен дом Гамсахурдия в Тбилиси. Вскоре шедшие в Сенаки переговоры (о прекращении конфликта и «совместном контроле над регионом» вооруженных формирований звиадистов и госсоветовцев) прервались; мингрелы опять перекрыли железнодорожную трассу.

Грузинское командование выставило ультиматум: до 31 марта прекратить блокаду трассы, сдать оружие и разойтись по домам, иначе Госсовет перейдет к решительным действиям. В ответ звиадисты подняли новый мятеж. Города с небывалой легкостью переходили под их власть. К 30 марта 1992 года под контролем звиадистов находились Зугдиди, Цаленджиха, Поти, Сенаки, Хоби, Абаша и Чхороцку, то есть практически вся Мингрелия. Съехавшиеся в Зугдиди из городов Абхазии – Сухуми, Гали, Очамчиры, Гагры –  звиадисты-мингрелы решили организовать «мирный марш» на Тбилиси, чтобы провести там митинг (а дальше, очевидно, действовать по обстоятельствам, не исключая и попытки реставрации режима). Но Госсовет вовремя принял меры, и у реки Цхенисцкали на въезде в Самтредиа колонне из сорока автобусов преградил дорогу отряд гвардейцев и «мхедрионцев». Другое войско Госсовета через Гурию подошло к южным окраинам Поти. Неизвестно, как скоро госсоветовцы справились бы со вторым восстанием звиадистов, не получи они от ЗакВО новую партию танков и бронетехники. Об этих танках и упоминал генерал Беппаев, известный своими более чем дружескими отношениями с Китовани и другими военачальниками Шеварднадзе."

Спартак Жидков "Бросок малой империи"

Возобновление гражданской войны в Мингрелии

12.03.1992

"Значительная часть грузинских войск к весне 1992 года покинула Мингрелию, и в мингрельских городах распоряжения наместников Временного правительства саботировались: кое-где было отключено тбилисское телевидение, не завозились «хунтистские» газеты и т.д. Подчинившийся новым грузинским властям парламент Абхазии контролировал ситуацию на большей части территории республики, но в мингрельском Гальском районе звиадистские группировки действовали беспрепятственно. Впрочем, за исключением взрывов в конце февраля на железной дороге, и без того парализованной политической забастовкой железнодорожников, звиадисты не предпринимали никаких актов насилия, не грабили, не препятствовали нормальной жизни в Гали и городах Мингрелии.

9 марта звиадисты установили контроль над городком Цаленджиха в Северной Мингрелии, где их влияние было очень сильным. На другой день после образования Госсовета они захватили под Зугдиди в заложники 17 бойцов правительственной армии. Наконец, вечером 12 марта мингрелы взяли в плен командующего Национальной гвардией Георгия Каркарашвили и бывшего заместителя министра обороны Бесика Кутателадзе, перешедшего на сторону оппозиции в дни штурма бункера. В тот же день звиадисты полностью овладели Зугдиди; дороги в Абхазию оказались перекрытыми, на подступах к Зугдиди встало полуторатысячное мингрельское ополчение, которым командовали глава Комитета гражданского неповиновения в Зугдиди Вальтер Шургая и по-прежнему называвший себя главнокомандующим Вахтанг (Лоти) Кобалия. 12-го же марта в Грозном, куда собрались верные Гамсахурдия парламентарии, открылась сессия Верховного Совета Грузии. На ней присутствовал Джохар Дудаев (это был день принятия конституции независимой Чеченской Республики). Звиад Гамсахурдия сделал ряд заявлений на тему: «Необходимо прозреть Западу, ослепленному Шеварднадзе», выразил надежду на восстановление в Грузии законной власти; Дудаев обещал свою поддержку.

На следующий день Госсовет Грузии, в свою очередь, собрался на сессию и принял решение направить в Мингрелию военные отряды для широкомасштабной операции против звиадистов. Китовани предъявил повстанцам ультиматум: в два дня освободить заложников и прекратить военные действия."

Спартак Жидков "Бросок малой империи"